Photo-Of-Paramahansa-Yogananda

Парамаханса Йогананда, урожденный Мукунда Лал Гхош, появился на свет в 1893 году в семье старшего управляющего Бенгало-Нагпурской железной дороги. С детства он стремился познать Бога и любил проводить время в обществе святых, которые уже тогда распознали в нем необычные задатки. После окончания средней школы он встретил своего гуру, Свами Шри Юктешвара. Всего за шесть месяцев, находясь в присутствии мастера, Мукунда обрел состояние самадхи, постоянного единства с Богом. После чего еще девять с половиной лет жил в ашраме, готовясь к миссии распространения йоги на Западе. Его гуру говорил так: «Запад пришел к высоким материальным достижениям, но ему не хватает духовного понимания. По воле Бога тебе предназначено сыграть роль в обучении человечества равновесию между материальной и внутренней, духовной жизнью».

В 1920 году, уже достаточно ярко проявив себя в Индии на религиозно-образовательном поприще, Йогананда получил приглашение выступить делегатом от Индии на Международном конгрессе религиозных либералов. Прибыв в США, он обнаружил множество людей, интересующихся духовными учениями Индии и йогическими техниками. Поэтому он остался там и стал выступать с лекциями, постепенно проникая в менталитет западного человека, нащупывая дороги через сложные психологические фильтры его культурной обусловленности. Интерес к нему был огромен, главным образом потому, что он не пытался навязать людям сугубо индийский взгляд на вещи, а напротив, показывал, как можно одухотворить привычную им культуру, глубоко толкуя и проясняя знакомые им с детства христианские образы и понятия. Кроме того, сила его вдохновляющего присутствия тоже делала свое дело, наполняя любовью и радостью даже самые черствые и прагматические сердца американской аудитории. Его лекции не были философствованием, а представляли живую возможность прикоснуться к божественной реальности.

В итоге Свами Йогананда основал несколько некоммерческих духовных организаций, или, можно сказать, орденов и стал обучать древнему учению — Крия-йоге, которая была передана ему по линии мастеров: Бабаджи — Лахири Махасайя — Свами Шри Юктешвар Гири.

В 1935 году гуру призвал Йогананду обратно в Индию, где тот провел год, читая лекции. Тогда же он получил от мастера титул Парамханса (буквально «Высший Лебедь», символ просветления). В 1936 году он вернулся в Америку.

Создавая по всей стране духовные организации, храмы, поселения и общины, Йогананда подчёркивал основополагающее единство всемирных религий и обучал универсальным методам достижения прямого персонального переживания Бога. Среди учеников Йогананды было много известных деятелей науки, культуры и бизнесменов.

7 марта 1952 года он покинул физическое тело. В течение почти месяца вплоть до того момента, как на гроб с телом была установлена бронзовая крышка, наблюдающие за ним врачи констатировали, что оно не подает никаких признаков разложения, оставаясь в нетленном состоянии…

ЦИТАТЫ

Бог есть. Это Он дал человеку независимость, силы и интеллект. Человек способен обрести Господа благодаря бесценному дару разума. Проводя всю свою жизнь в бесцельной игре и не обретая Бога, вы растрачиваете силы, которые были дарованы вам Божеством.

Используйте же ключ разума. Камни и животные лишены его. Бог сотворил человека разумным, чтобы тот мог освободиться от миража смертности.

*

Нет ничего дурного в том, чтобы наслаждаться жизнью; секрет счастья в том, чтобы при этом ни к чему не привязываться. Наслаждайтесь ароматом цветка, но распознавайте в нем Бога. Я сохраняю чувственное сознание лишь потому, что, используя его, я могу воспринимать Бога и думать о нем. «Мои глаза сотворены, дабы видеть повсюду Твое великолепие, дабы слышать повсюду твой вездесущий голос». Это — йога, слитность с Богом. Для того чтобы найти Его, не нужно отправляться в лесную обитель. Пока мы не освободимся от мирских привычек, они будут препятствовать этому, где бы мы ни находились. Йогин учится находить Бога в чертоге собственного сердца. Куда бы он ни направлялся, он несет с собой блаженное осознавание божественного присутствия.

*

Если вы сможете хоть раз “преломить хлеб” со Всевышним, нарушить Его молчание, Он будет часто разговаривать с вами. Но вначале это очень трудно. Причина сложности начала знакомства с Богом заключена в том, что Он хочет быть уверен в том, что вы действительно стремитесь узнать Его. Он испытывает, дабы увидеть, действительно ли приверженец жаждет Его, или чего-либо иного. Он не станет разговаривать с вами до тех пор, пока вы не убедите Его, что в сердце не сокрыто иное желание. Чего ради Он станет открываться вам, если сердце жаждет Его подарков?

Любовь — единственное, что человек может подарить Богу.

Всё сотворённое создано для испытания человека. Нашим поведением в этом мире мы демонстрируем наличие желания самого Всевышнего или Его благ. Бог не скажет, что превыше всего вам должно желать Его, ибо Он хочет добровольного дара любви к Нему, без поиска выгоды. В этом заключена вся тайна замысла творения нашего мира. Он, Кто сотворил нас, жаждет нашей любви. Он желает, чтобы мы отдали её добровольно, без причин, а не тогда, когда Он нас об этом попросит. Любовь каждого из нас — это единственное, чего нет у Бога, до тех пор, пока мы не соблаговолим подарить её Ему. Итак вы видите, что даже Всевышний имеет нечто, чего Он хочет достичь — нашей любви. И мы никогда не будем счастливы, пока не подарим её. До тех пор, пока мы, своенравные дети, пигмеи, ползая по этому земному шару, взываем со слезами к Его благам, при этом игнорируя Его, Подателя, наши многочисленные несчастья будут неизбежны.
Поскольку Бог есть суть нашего бытия, мы не способны искренне выразить себя до тех пор, пока не найдём Его присутствие внутри себя. Это — правда. В силу того, что мы божественны и являемся Его частью, что-либо материальное не способно обеспечить нас длительным удовольствием.

*

Люди, стараясь добиться чего-то, чему они придают большое значение, в большинстве своем становятся чрезвычайно нервными и напряженными. Действия, совершаемые в таком озабоченном, взвинченном состоянии, не могут притянуть божественную Силу. Но неизменное, спокойное, сильное использование воли приводит в движение творческие силы мироздания и приносит ответ от Бесконечного. Чего бы вы ни стремились достичь, зародыш удачи лежит в вашей силе воли. Воля, побитая трудностями, может на время впасть в паралич. Однако решительный человек демонстрирует величайшее выражение воли, заявляя: «Пусть тело мое и разбито — воля моя остается непреклонной».

Именно сила воли делает вас божественными. Отказываясь пользоваться ею, вы превращаетесь в смертного человека. Многие Считают, что нельзя проявлять силу воли ради изменения условий жизни, ибо это, дескать, вмешательство в Божественный замысел. Но почему же Бог даровал вам волю, если вы не вправе ею пользоваться? Однажды один фанатично настроенный человек сказал мне, что использование силы воли развивает эго, и поэтому он никогда этого не делает.

Однако вы проявляете изрядную силу воли прямо сейчас, когда спорите со мной, — возразил я ему. — Вы используете ее для того, чтобы произносить слова. Вам приходится применять ее, чтобы стоять, ходить, есть, посещать кинотеатр. Даже для того, чтобы лечь спать, необходима воля. Все, что вы делаете, требует вашего волевого решения. Без этого вы были бы не человеком, а механизмом.

Совсем не отказ от воли имел в виду Иисус, сказав: «не как я хочу, но как Ты». Он показал тогда, что человек должен научиться склонять свою управляемую желаниями волю перед волей Бога.

Итак, правильная молитва, когда она настойчива, движется волей.

Необходимо верить в осуществимость того, о чем вы молитесь. Если вы хотите иметь дом, а ваш ум при этом говорит: «Какая наивность! Ведь ты не можешь позволить себе иметь дом», — то вам необходимо укрепить свою волю. Когда из вашего ума исчезает понятие «не могу», к вам приходит божественная Сила. Дом не свалится на вас с неба; вы должны непрерывно проявлять силу воли через созидательные действия. Когда вы упорно отказываетесь мириться с неудачей, объект вашего желания вынужден материализоваться. То, чего вы хотите, с необходимостью осуществляется, если вы непрерывно направляете на него свою силу воли посредством мыслей и поступков. Пусть во всем мире нет ничего, что соответствовало бы вашему желанию, если ваша воля упорна, желаемый результат каким-то образом проявится. В такой силе воли и лежит ответ Бога на молитву, ибо воля происходит от Бога, и, когда она сильна и непрерывна, она является божественной волей.

*

Хотя Бог слышит все молитвы, Он не всегда отвечает на них. Это схоже с тем, что ребёнок зовёт мать, но она не считает нужным подойти к нему. Вместо этого, чтобы успокоить его, она шлёт игрушку. Но когда ребёнок отказывается от чего бы то ни было кроме присутствия матери-—-она обязательно приходит. Если вы хотите узнать Бога, вы должны быть как неугомонные дети, кричащие до тех пор пока не придёт мать.
Если вы решили не прекращать обращения к Ней, Божественная Мать заговорит с вами. Неважно насколько Она занята творческой работой по дому, если мольбы настойчивы, Она непременно заговорит с вами. Священные писания Индии рассказывают, что если целую ночь и целый день, без мгновения перерыва, молящийся будет ревностно и преданно обращаться к Богу-—-Он отзовётся. Но как немногие сделают это! Каждый день у вас есть “важные дела”-—-тот самый “дьявол”, уводящий нас от Бога. Господь не придёт, если вы произнесёте небольшую молитву, а затем начнёте думать о чём-либо другом; или если молитесь приблизительно так: “Отче, я обращаюсь к Тебе, но мне ужасно хочется спать. Аминь”. Святой Павел сказал: “Непрестанно молитесь”(1 Фесалоникийцам 5.17.).

*

Не теряйте зря время в поисках незначительного. Естественно, легче получить другие дары Бога, чем самый высший подарок — Его Самого. Но не будьте удовлетворены меньшим, чем самым большим. Меня не интересуют дары Бога кроме тех, когда я вижу за ними Его, Подателя. Почему все мои желания материализуются? Да потому, что я иду глубже, иду прямо к Богу. В любом аспекте творения я вижу Его. Он-—-наш Отец; Он ближе самого близкого, дороже самого дорогого, более реален, чем кто-либо. Он одновременно познаваем и непознаваем.

Бог взывает к вам. Он хочет, чтобы вы вернулись к Нему. Это ваше право по рождению. Однажды придётся покинуть эту землю, ибо для вас это место не постоянно. Земная жизнь это школа, в которую Он нас послал, чтобы увидеть, как мы себя будем вести, вот и всё. И прежде, чем раскрыться Бог желает знать, хотите ли вы земной, показной славы или у вас достаточно мудрости, чтобы сказать:

“Господи, я покончил со всем этим. Я хочу общаться только с Тобой. Я знаю, что Ты — всё, что я действительно имею. Ты будешь со мной даже тогда, когда меня все покинут”.

y1

*

Мы имеем свободу отвергнуть Бога или принять Его. Здесь мы, как милостыню, вымаливаем немного денег, немного счастья, немного любви. Зачем просить то, что может быть однажды отнято? Сколько же вы будете стонать о деньгах, здоровье и трудностях? Поймайте бессмертие и царство Бога! Это то, чего вы действительно хотите.

*

Вы обладаете силой навредить себе, а также силой помочь себе. Если вы не выбираете быть счастливым, никто не сможет сделать вас счастливым. Не вините за это Бога! Если вы выбираете быть счастливым, никто не сможет сделать вас несчастным… Только мы сами создаем из своей жизни то, чем она является.

*

Святые указывают на необходимость отсутствия привязанностей, однако, одна, даже сильная материальная привязка не может помешать полному достижению царства Бога. Самоотречение не означает полного отказа от всего, оно означает отказ от маленьких удовольствий во имя вечного счастья. Бог говорит с вами, когда вы для Него работаете, и вам следует постоянно разговаривать с Ним. Рассказывайте Ему обо всём, что приходит в голову. Скажите Ему: “Боже, открой Себя, открой Себя”, не принимайте молчание за ответ. В начале Он вам ответит послав что-нибудь, чего вы желали, показывая этим, что вы находитесь в сфере Его внимания. Но не довольствуйтесь Его дарами. Дайте Ему знать, что вы никогда не будете удовлетворены до тех пор, пока Он не явится. В конце концов, Он вам ответит. В видении может предстать какой-либо святой или вы услышите Божественный Голос. Это приведёт вас к пониманию, что контакт с Богом установлен.
Только непрестанное рвение способно убедить Его в необходимости подарить вам Самого Себя. Никто не может научить вас этому рвению. Вы сами должны развить его. “Вы можете повести лошадь к воде, но вы не сможете заставить её пить”. Однако, когда лошадь испытывает жажду, она сама с усердием будет искать воду. Итак, когда вы испытываете огромную жажду Божественного, когда вы не придаёте значение чему-либо ещё-—-трудностям мира или трудностям тела-—-тогда придёт Он. Запомните, Он приходит тогда, когда зов вашего сердца станет пылким, когда вас не устроят никакие отговорки.
Вы должны выкинуть из головы любые сомнения того, что Бог вам ответит. Большинство людей не получают ответа из-за неверия. Если вы абсолютно уверены, что достигнете чего-либо, ничто не остановит вас. Это произойдёт тогда, когда вы отказались подписать вердикт против себя. Удачливый человек не знает слово “невозможно”.

ParamahansaYogananda

*

Пусть ничто не ослабит вашу уверенность в том, что вы можете быть всем, чем захотите. Не существует ни одного препятствия, кроме вас самих. И хотя мой Учитель Свами Шри Юктешварджи снова и снова повторял это мне, вначале в это было трудно поверить. Но по мере использования данного мне Богом дара силы Воли в своей жизни, я обнаружил, что это моё спасение. Не использовать волю — всё равно, что быть инертным, как камень, как неодушевленный предмет — проживать неэффективное человеческое существование.

*

Не надо отождествляться ни с каким конкретным видом деятельности. Лучше развить способность всякий раз, когда возникает желание, менять индивидуальность, В своей жизни я занимался самыми разными вещами просто из интереса. Работал музыкантом, подрядчиком, поваром. Вы воистину можете добиться чего только захотите, если отбросите ограничения, порождаемые вашим отождествлением с вашей нынешней индивидуальностью. Не говорите мне, что чего-то не можете делать. Я в это не верю. Если вы решитесь что-то сделать, то вам это будет под силу. Бог является всеобщей суммой всех явлений, и внутри вас пребывает Его образ. Он может все, что угодно, а значит — и вы тоже, если научитесь отождествляться с Его неисчерпаемой природой.

*

Не старайтесь сперва познать Бога, сперва любите Бога. И тогда Он всё вам поведает.

paramhansa_yogananda_portrait

*

Если человек, ответственно относящийся к своим мирским обязанностям и не дающий чувствам выйти из повиновения, отказавшись от личных желаний и амбиций, работает только для Бога, то правильные действия в конечном счете приведут его к божественной цели.
Как правило, люди ошибочно считают, что смыслом их мирского существования является карьера. Однако духовный человек, исполняя материальные обязанности, понимает, что попал в мир не для удовлетворения эгоистичных желаний и запросов чувств, а для осуществления своего божественного предназначения: той бескорыстной деятельности, которая наиболее приятна Богу и ведет к Боговедению и освобождению во Всевышнем.

Нравственный человек, являющийся хозяином своих чувств, не привязанный к телу и воспринимающий заботу о нем лишь как поручение Господа, во всех обстоятельствах мудро направляющий органы действия (мозг, руки, ноги, язык, речевой аппарат) на путь правильного поведения, становится искусен в деятельности, ведущей к высшей цели жизни – к Богу и всегда новой духовной радости.

Адепт йоги подчиняет себе чувства, контролируя в медитации работу ума и устремляя его (и связанные с ним чувства) к Богу. Он не привязан к плодам медитации, ибо медитирует не просто ради наслаждения высшим блаженством, но чтобы порадовать Бога своим возвращением домой из реинкарнационных странствий; чтобы воссоединиться с Отцом, по образу и подобию которого был сотворен. Так что в данном случае мотивом является не эгоистичная радость, а желание проявить в себе скрытый божественный образ. Духовный человек настолько любит Бога, что одухотворяется только чтобы порадовать Его. Истинный бхакт находит счастье лишь в том, что приятно Богу.

*

Не ищите Бога с какой-то скрытой целью, но молитесь Ему с полной самоотдачей, с ничем не обусловленной, неуклонной преданностью. Когда ваша любовь к Нему будет так же велика, как ваша привязанность к собственному смертному телу, Он придет к вам.

В поисках Бога вторым по значимости фактором после преданности является деятельность. Некоторые говорят: «Бог это Сила, Энергия; давайте же действовать энергично». Если вы будете активно творить добро, и в вашем сознании Господь будет превыше всего остального, то этот путь приведет вас к Его восприятию. Но действовать можно как правильно, так и неправильно, даже совершая добрые поступки. Рьяный церковник, постоянно приводящий в свою паству новых людей исключительно ради удовлетворения собственного эго, не угодит Богу такой деятельностью. Стремление осознать божественное присутствие должно предшествовать всем другим желаниям в каждом сердце.

Он придет к вам, только если вы будете совершать любые действия настойчиво, самозабвенно, с вдохновленными любовью мыслями о Боге. И тогда вы поймете, что вы и есть жизненный Океан, обратившийся в крошечную волну каждой отдельной жизни. Таков путь познания Господа через деятельность. Если при каждом своем поступке вы будете думать о Нем прежде, чем приступите к действию, а также по его завершении, Он откроет вам Себя. Вы должны выполнять обычную мирскую работу, но пусть через вашу деятельность работает Бог; это прекрасная форма преданности. Если вы постоянно будете думать, что Он ходит вашими ногами, работает вашими руками, совершая поступки через вашу волю, то вы сможете Его познать. Кроме того, вы должны развивать свою способность к распознаванию, чтобы научиться предпочитать духовно созидательную, ведущую к богопознанию деятельность любой работе, которая выполняется без мысли о Нем.

Но медитация важнее и поступков, и преданности, и логических умопостроений. По сути, медитировать означает всецело сосредоточиваться на Духе. Такова эзотерическая медитация — высшая форма деятельности, которую человек может осуществлять, и в то же время это самый гармоничный способ обретения Бога. Если вы все свое время отдаете лишь мирским обязанностям, вы можете стать подобным автомату и утратить Его; если вы ищете Его лишь посредством своего распознающего мышления, вы можете потерять Его в лабиринте бесконечных рассуждений; в том же случае, когда вы лишь взращиваете преданность Богу, ваше развитие может стать чисто эмоциональным. Однако медитация сочетает в себе и уравновешивает все эти способы.

*

Эти глубочайшие истины не являются порождением мимолетных впечатлений. Вы должны вобрать их в себя и превратить в практический образ жизни для своей же высочайшей пользы. Если бы люди только знали, в чем состоит их собственное благо! Для тех, кто грешит, высшее Я является врагом. Подружитесь с высшим Я, и оно спасет вас. У вас нет никакого другого спасителя, кроме вашего высшего Я. Вас сковывают путы невежества и дурных привычек. Вы страдаете оттого, что склонны следовать своим греховным помыслам. Если бы вы только помнили, как коротка жизнь! Пусть же данное вам драгоценное время не ускользает бесплодно. У индусов есть поговорка: «Ребенка интересует игра, юношу — плотские утехи, взрослого — заботы. Как мало тех, кого интересует Бог!»

Отбросьте бесплодную надежду на то, что мирские свершения принесут вам счастье. Для этого недостаточно процветания, недостаточно «красивой жизни». Ведь вы стремитесь быть счастливыми вечно. Осознайте Бога внутри себя и поймите, что ваше высшее Я божественно. Вы должны уметь уверенно отвечать на самый главный вопрос вашего собственного ума: «Откуда я пришел?»

Бог и бессмертие не являются мифами. Умереть, веря, что вы смертное существо, это самое тяжкое оскорбление, нанесенное вашему высшему Я. Долго ли вы, Божьи чада, будете еще позволять, чтобы серп смерти безжалостно косил вас, только потому, что вы за всю свою жизнь не предприняли ни единой попытки преодолеть мираж майи, невежество?

*

Бога можно уловить лишь любовью. Медитируйте на нем, а затем молитесь с жаром: «Господи, я не могу жить без Тебя. Ты — та Сила, которая оживляет мое сознание, Я люблю Тебя. Откройся же мне». Когда вы отказываетесь от сна ради того, чтобы медитировать на Нем, когда вы отбрасываете свой эгоизм, когда вы плачете из-за страданий, испытываемых Им через сознание ваших братьев, — Он приходит к вам. Если вы на самом деле приносите жертвы ради Него, Он попадается в сеть вашей любви. Это единственное, чем можно Его захватить.

*

Живите в духовном сознании, в слитности с Богом, в которой вы осознаете, что жизнь является сном. Этого очень легко добиться, если прилагать усилие. Когда приходит страдание, прекратить отождествление сознания с телом становится труднее; поэтому будьте мудры и проявляйте усердие сейчас, пока у вас есть силы и здоровье.

*

Может быть, ваши молитвы не были услышаны потому, что вы избрали позицию нищего? Необходимо знать, что у вас есть законное право обращаться с просьбами к своему небесному Отцу. Кроме того, бывает, что вы вкладываете весь свой сердечный пыл в молитву о приобретении, скажем, земельного участка, но ваша мольба не исполняется. Это происходит потому, что любые молитвы, связанные с материальным аспектом жизни, ограничены в силу самой своей природы. Бог не станет нарушать Свои законы ради удовлетворения чьих-то капризов. Но есть и правильный способ молиться. Говорят, что у кошки девять жизней. В таком случае у проблем их девяносто девять! Необходимо найти один гарантированный способ прикончить кошку проблем. Секрет эффективной молитвы заключается в отказе от положения нищего и переходе на позицию Божьего чада. Когда вы таким образом, осознанно взываете к Нему, ваша молитва обретает и мощь, и мудрость.

КНИГИ и СТАТЬИ

Как говорить с Богом

Вечный поиск

Автобиография йога

Другие книги Йогананды

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: